Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ю  Я 
 

ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)

ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)

Панфиленок Борис Михайлович, сценический псевдоним Буба (12.07.1950, Рига – 1.05.2009, Санкт-Петербург) — жонглер, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974), участник эстрадного дуэта «Буба и Бука» (совместно с фокусником-эксцентриком В.И. Букатичем). После ранней смерти отца в 1954 году воспитывался матерью. Артистическую карьеру начал униформистом в Рижском цирке, где под впечатлением от творчества Ивана Кожевникова увлекся искусством жонглирования и стал самостоятельно оттачивать техническое мастерство. В качестве жонглера начал работать в 1966 году в ленинградской группе «Цирк на сцене», а с 1971 года — в Ленконцерте. В 1973–75 гг. проходил срочную службу в ансамбле Ленинградского военного округа.

Творчество Б. Панфиленка отличала четкая внешняя форма и высокий профессионализм. Для манеры его работы было характерно не число объектов, которыми он жонглировал, а филигранная отточенность каждого сложного пассажа с разновесовыми предметами: шляпой, сигарой, тростью, снятыми с рук перчатками. В качестве примера уникальности его трюков можно привести монокль, который артист подбрасывал с ноги и ловил глазом. Номер Бориса Панфиленка получил образное решение: костюм, музыка и манеры были стилизованы под колоритную фигуру одесского куплетиста Бубы Касторского из художественного фильма «Неуловимые мстители». Панфиленок создал ироничную пародию на этот персонаж, сыгранный его полным тезкой талантливым актером Борисом Михайловичем Сичкиным. Так появился сценический псевдоним Буба. Совместно с эстрадным фокусником В.И. Букатичем, специализирующимся на комической магии, организовал дуэт «Буба и Бука».

В советское время, несмотря на большую востребованность, Борис Панфиленок оставался практически невыездным артистом. Его первая зарубежная поездка состоялась благодаря личному поручительству В.И. Букатича. В 1989 году во время гастролей в Германии Б. Панфиленок, неплохо владевший немецким языком, заключил длительный контракт и остался в стране на пять лет. Проживал в местечке Зирксдорф (25 км севернее Любек, ФРГ). В этот период вел активную продюсерскую деятельность, выступал вместе с партнером в лучших варьете Франции и Германии. Широкой известности дуэта за рубежом во многом способствовало участие в 1991 году в популярном «Магическом шоу Пола Дэниелса» (The Paul Daniels Magic Show). В 1995 году на XI Международном магическом фестивале в Монте-Карло Буба и Бука были удостоены награды «Серебряная волшебная палочка». Приз вручала принцесса Монако Стефания. В Россию вернулся в 1994 году. Завершил исполнительскую карьеру в 2005 году.

Увлекался спортивным туризмом и кулинарией. Сплавлялся с друзьями по рекам Карелии и Дагестана на собственноручно изготовленном катамаране. Вплоть до отъезда в Германию ежегодно во время отпусков отправлялся в многодневные турпоходы.

Скончался Борис Михайлович у себя в квартире в Санкт-Петербурге от сердечного приступа. Урна с его прахом захоронена на Новом кладбище в городе Гатчина Ленинградской области в могиле деда жены. Реквизит покойного артиста передан его давним другом В.Д. Терещенко в музей циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском государственном цирке.

Супруга артиста Куринова Елена Владимировна (р. 27.09.1962, Гудаута, Абхазия) — танцовщица, выпускница хореографического училища. В настоящее время звукооператор в Театре Бориса Эйфмана. С Борисом Панфиленком познакомилась в 1982 году, брак заключен в 2000 году. 

Благодарим Елену Владимировну Куринову, Владимира Ивановича Букатича, Ирину Борисовну Емельянову и Сергея Викторовича Федотова за информационное содействие.


Литература:
  1. Отюгова Т.А. Актерское амплуа жонглера // Советская эстрада и цирк, 1975, № 12 (219), стр. 14–15, фото;
  2. Брудный Д. Внимание: концерт! [в ЦДРИ] // Советская эстрада и цирк, 1980, № 6 (273), стр. 6–7, фото;
  3. Сидоровский Л. Экспромт? Пожалуйста! [Новогоднее интервью с авторами «Программы-розыгрыша»] // Советская эстрада и цирк, 1984, № 12 (328), стр. 24, фото;
  4. Славский Р. Е. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, стр. 428;
  5. Славский Р. Е. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 479.

Из воспоминаний Владимира Букатича о своем сценическом партнере

Секрет непревзойденного мастерства Бориса Панфиленка кроется в долгих и упорных тренировках. Увлекшись в юности жонглированием, он буквально изматывал себя в стремлении постичь это искусство. Наставника у него не было. Борис самостоятельно готовил номер и оттачивал профессиональные навыки. Он тщательно отрабатывал каждый новый элемент, при этом его самоотдача и целеустремленность не знали границ — он лишал себя сна и еды, пока не доводил сложное движение до автоматизма. В итоге он сделал себя сам и стал лучшим салонным жонглером на земном шаре... 

Во время съемки номера «Турок» для магического шоу на британском телевидении Борис играл на рояле. Перед выступлением позвонили организаторы концерта и спросили, какого цвета нам нужен рояль. Я принял это за шутку и переадресовал вопрос Борису. Тот тоже не был настроен на серьезный лад — взглянул на мою одежду, на свою и резюмировал: «Нам лучше всего подойдет белый цвет». Каково же было наше удивление, когда приехав на выступление, мы увидели на сцене белый рояль! Это был фокус для нас от владельца шоу Пола Дэниелса.


Из воспоминаний питерского фокусника Константина Стульгинского

Борис Панфиленок был всесьма независимой личностью, что в советское время очень раздражало функционеров от искусства. Несмотря на активную работу Бориса Михайловича на отечественных номенклатурных и правительственных концертах, выезжать на заграничные гастроли ему не позволяли. И вот однажды Бубе позвонили из Ленконцерта и настоятельно порекомендовали собираться для поездки по городам и весям области с концертами для трудящихся. Панфиленок наотрез отказался, что для тех времен было из ряда вон выходящим поступком и едва ли не преступлением. На требование обосновать причину своего отказа от поездки он ответил просто: «Так я ведь невыездной»...


Статья Татьяны Александровны Отюговой «Актерское амплуа жонглера»
Журнал «Советская эстрада и цирк», 1975, № 12 (219), стр. 14–15

Рассказ о творческой биографии молодого артиста Бориса Панфиленка можно было бы начать банально: цирк он любил с детства. Как только в Рижском цирке объявили новую программу, отправлялся на первое же представление: волшебный мир под куполом завораживал, очаровывал, заставлял имитировать увиденное... Но больше всех в цирке — больше мужественных и смелых акробатов, ловких и элегантных гимнастов, отчаянных дрессировщиков — он любил клоунов, фокусников и жонглеров...

И было бы это начало, наверное, и в самом деле банально, если б мы говорили сейчас о Борисе Панфиленке — цирковом фокуснике или жонглере, а не артисте эстрады. Свой любимый с детства оригинальный жанр он перенес на эстраду. Но все это произошло намного позже.

А тогда он учился в школе и близко познакомился с мужем своей классной руководительницы, Валентином Вологжаниным, у которого была заманчивая и веселая профессия клоуна. Через него завязались еще более тесные отношения с цирком.

Очень хотелось жонглировать. Мальчик приходил вечерами в клуб и в дальней пустой комнате бросал и ловил первые свои булавы. Ни в какие кружки не записывался, все хотелось понять самому и всему научиться — тоже самому. Цирк манил и звал своими вечерними огнями, своей неповторимой атмосферой, и сразу после школы Борис пошел работать униформистом. И тайком от всех продолжал готовить номер.

Когда этот номер был готов, он решил поехать в Псков, чтобы показать его в концертно-эстрадном бюро. Но там номер сочли слишком примитивным, и пришлось вернуться в Ригу.

В Ригу он вернулся, но не вернулся в цирк. Устроился работать водителем троллейбуса, ему, единственному сыну, надо было помогать матери. И вдруг совершенно неожиданно пришло письмо из Ленинграда, из организации, которая носила заманчивое название «Цирк на сцене». Оказалось, что там работал в то время Валентин Вологжанин, который отговаривал когда-то Бориса избрать профессию клоуна.

В «Цирк на сцене» Панфиленка приняли, и он проработал там три года. Пришлось исколесить немало дорог — выступать на самых разных площадках в городах и селах, в клубах и под открытым небом. Выступал он и на детских новогодних елках. Вот на одной из таких елок его увидел один из сотрудников Ленконцерта. Вскоре последовало приглашение перейти туда работать — так Борис Панфиленок стал артистом эстрады. Ему помогли найти стиль, создать образ; правда, пришлось начисто отказаться от многих, сугубо цирковых приемов.

Итак, с детства мечтал о цирке — стал артистом эстрады. Между мечтой и реальностью — долгий путь поиска, серьезных мыслей о современном искусстве, познание себя, своих возможностей и наконец точное определение цели.

Линия его судьбы в общем-то пряма — без особых поворотов и неожиданностей. Но за ней — процесс достаточно сложный. Ведь ориентиров в оригинальном жанре на эстраде немного, следовать кому-то не приходилось. Так что все — сам.

Вскоре на Всероссийском конкурсе артистов эстрады Борис Панфиленок стал дипломантом, а на Всесоюзном — в ноябре прошлого года — лауреатом.

Я спросила его, сколько времени он готовил свой номер. Он ответил — пять лет.

Пять лет затратить на создание одного недлинного номера! Номера, с которым он теперь выступает зачастую ежевечерне, а иногда даже по нескольку раз в день... Но тем не менее, продолжая ежедневные репетиции, каждый раз находя что-то новое, отрабатывая, оттачивая, доводя до совершенства старые трюки, придумывая, пробуя новые, он добивается максимальной образной выразительности своего номера.

Фотографии Ю. Зенковича

...Вышел на эстраду молодой человек. Его костюм и манеры стилизованы под одесского нэпмана. Что-то это напоминает... Ах да, конечно же, Буба Касторский из «Неуловимых мстителей». Это образ, созданный не просто жонглером — артистом эстрады. Костюм, манеры, музыка — все «работает» именно на этот образ. Ну, а что касается жонглирования как такового, то и тут у Панфиленка своя особенность: дело в том, что все предметы, которыми он манипулирует, — разновесомы. Может быть, зрителю это сразу и незаметно, но бросать и ловить одновременно платочек, сигару, шляпу, и тросточку куда сложнее, чем играть шариками или булавами одного размера и веса.

Панфиленок утверждает: для того, чтобы каждый новый, даже самый маленький трюк стал «ударным», начисто отработанным, надо репетировать как минимум полгода. Но поскольку техника трюка для него не самоцель, то главное — достигнуть основного: чтобы трюк этот целиком подчинился идее номера, его задаче. А задача в данном случае — ироническая пародия на обывателя времен нэпа.

Борис говорит, что если бы он умел петь, то выходил бы на эстраду с гитарой, пел песни-зонги, а между песнями — жонглировал. И очень жалеет, что делать этого не может, жалеет, потому что уверен: будущая эстрада принадлежит актеру синтетическому.

Он думает о том, что в его номере, возможно, будет участвовать ассистентка, которая должна не просто подносить нужные предметы, а выступать в этом номере творчески. Может быть, она будет петь? Во всяком случае, такой вариант тоже нужно попробовать. Ведь все это входит в понятие «театрализация номера».

Сначала — в мыслях, потом — в пустой комнате, но проверяется и уточняется все только на зрителе. Пробовал как-то делать свой номер «всерьез», отказавшись от иронического отношения к герою. Зрительская реакция оказалась куда слабее. Вернулся к иронии. И снова стал задумываться над музыкой. Раньше она существовала сама по себе. Сейчас он пытается все ее нюансы полностью «пропустить» через свой номер, через все ощущения с ним связанные.

Конечно, номер не может оставаться неизменным. И это не значит, что он будет только пополняться новыми и новыми трюками. Может быть, со временем Панфиленок переменит костюм, а следовательно и весь облик, и мимику, и музыку... Но это тоже все будет проверяться и уточняться зрительской реакцией.

Думаю, что я удивила его вопросом, наверняка показавшимся ему необыкновенно дилетантским: «Но разве не надоедает каждый вечер, уже несколько лет подряд, показывать один и тот же номер?» «Так ведь каждый раз как будто заново»,— ответил Борис. И вспомнил: «Когда я работал на троллейбусе, меня спрашивали: разве не надоедает один и тот же маршрут? Как можно повторять одно и то же каждый день? Но ведь этот маршрут необходим стольким людям, что я редко видел знакомые лица. Так же и теперь — номер повторяется, но для новых зрителей. А значит, и номер — новый. Ведь каждый день для новых зрителей он рождается вновь».

Оригинальный жанр представлен во всех эстрадных концертах. Но если мы много говорим и пишем в последнее время и о певцах и о «разговорниках», то тем, кто представляет этот самый оригинальный жанр, еще очень часто приходится полагаться только на свою интуицию да на опыт очень немногих коллег.

А награда — аплодисменты?

«Нет, смех,— говорит Борис Панфиленок.— Я люблю, когда зритель смеется, это самое прекрасное».

...Наверное, не забыл Борис еще то время, когда неудержимо мечтал о цирке, когда хотел быть клоуном...

Т. Отюгова

Из статьи Дмитрия Брудного «Внимание: концерт!»
Журнал «Советская эстрада и цирк», 1980, № 6 (273), стр. 6–7

Самой высокой оценки заслуживает жонглер Б. Панфиленок. Он продолжает традицию всемирно известного в 20-е годы Кара, оперируя бытовыми предметами, и делает это очень ловко. Одно то, что подброшенный с подъема ноги монокль попадает прямо в глаз, не может не поразить. И при этом Панфиленок, кажется, сам все время удивляется, как это у него все так ловко получается. Но между Кара и Панфиленком есть и принципиальная разница, притом что оба владеют первоклассной техникой. Кара играл светского шалопая (Е.М. Кузнецов называл его «бульвардье», то-есть постоянный посетитель кафе на парижских бульварах), что же касается Панфиленка, то он играет современного молодого человека, у которого в руках все горит, но относящегося с известной иронией и к своему реквизиту и даже к своему мастерству.

Фото

  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)

Видео

Буба и Бука: комический фокус
с китайскими палочками

Борис Панфиленок в фильме-концерте
«Веселое обозрение», 1976 год